группа изданий по легкой и текстильной промышленности

НАШИ ПАРТНЕРЫ

Авторизация / Вход

Сейчас на сайте

Сейчас 22 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

  • Bekaert

    Bekaert

  • Меланж Текстиль

    Меланж Текстиль

  • Сезон

    Сезон

  • Мосточлегмаш

    Мосточлегмаш

  • Truetzschler

    Truetzschler

  • САПР «Грация»

    САПР «Грация»

  • A2

    A2

Импортозамещению мешают старые привычки

Импортозамещению мешают старые привычки

Госпрограммы развития отечественного производства и успешно работающие предприятия существуют отдельно друг от друга

18 ноября сего года в Совете Федерации выступил министр промышленности Денис Мантуров, на котором он рассказал сенаторам о проделанной работе по развитию импортозамещения.

Во многих отраслях наша страна зависит от импортных поставок на 80–90%.

Среди них авиастроение, машиностроение, станкостроение, медицинская и фармацевтическая промышленность. В поддержку импортозамещения разработано 19 государственных подпрограмм. Работа по ним началась полтора года назад. Что удалось сделать за это время и что по-прежнему мешает импортозамещению?

 

Есть и деньги, и программы

Денег на импортозамещение в последние полтора-два года государство не жалеет. Не жалеет и организационных усилий: для развития отечественной промышленности за это время было подготовлено огромное количество разных документов. Этой работой занимаются не только федеральные министерства, но и региональные власти. Пока доллар стоил тридцать рублей, вкладывать инвестиции в реальный сектор экономики было невыгодно, но после прошлогоднего падения курса рубля импортные товары российским покупателям оказались не по карману, теперь они готовы покупать отечественное и заниматься производством внутри страны стало выгодно.

Одновременно федеральные власти подготовили новые документы, касающиеся вопросов импортозамещения, первым из них стала госпрограмма «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», принятая еще в апреле 2014 года. В ней предусмотрено финансирование под конкретные программы на один триллион рублей, а рассчитана она до 2020 года.

В выигрыше крупный бизнес

В развитие госпрограммы Минпромторг, Минкомсвязь, Минтранс, Минсельхоз, Минздрав, Минэнерго подготовили 19 подпрограмм. В свою очередь, Правительство приняло программу поддержки инвестиционных проектов в АПК, обрабатывающей промышленности, химическом производстве, жилищном строительстве, транспорте и энергетике. В ее основу легло так называемое проектное финансирование, в рамках которого деньги получили предприятия, которые смогли обосновать важность своих проектов стоимостью от одного до двадцати миллиардов рублей. Условия таковы: не менее 20% стоимости платит инвестор, на оставшуюся сумму он может взять целевой кредит в уполномоченном банке под фиксированную ставку 9% годовых.

По информации Минпрома, одобрено уже более 40 таких инвестиционных проектов. Среди них, строительство ледокольных судов для круглогодичной работы на полуострове Ямал, создание фармацевтического производства в Кировской и Ярославской областях, строительство завода по глубокой переработке сои в Амурской области, запуск четвертого оператора мобильной связи в Москве, создание нового аэропортового комплекса в городе Ростов-на-Дону и многое другое. Словом, в выигрыше остается пока крупный бизнес. Однако этого явно недостаточно, чтобы импортозамещение стало по-настоящему массовым, чтобы результаты его почувствовал каждый. Для этого, считают эксперты, нужно снизить в два-три раза «входной билет» в эту программу, то есть с одного миллиарда рублей до 500 миллионов, и тогда средства получат небольшие региональные предприятия, которым банки чаще всего отказывают в предоставлении кредитов.

 

Предприятиям нужны не только деньги

Нужно скорректировать и госпрограммы. Ведь большинство из них сформированы по старому принципу «деньги решают все», в то время как многим предприятия нужна совсем другая помощь государства. Например, завод по производству систем отопления во Владимире производит продукцию, не уступающую иностранным образцам, но испытывает трудности со сбытом из-за демпинга дешевого китайского ширпотреба. Как рассказал «Парламентской газете» исполнительный директор Ассоциации производителей радиаторов отопления Александр Квашнин, для защиты рынка от импортной продукции необходимо ввести заградительные таможенные пошлины, как это сделано во многих странах мира.

Много нареканий вызывает и порядок сбора налогов за ввоз импортного оборудования. Компания покупает станок за границей, чтобы перенести производство в Россию. Никакой прибыли с этой покупки она, естественно, быстро не получает, но заплатить таможенную пошлину и НДС нужно сразу же после поставки оборудования. Компаниям это невыгодно, и поэтому они либо тормозят модернизацию, либо выводят производство за границу. Кстати, именно по этой причине почти весь рыболовецкий флот прописан в офшорах, где платить за «растаможку» новых кораблей не надо.

Российским предприятиям нужны преференции на рынке госзакупок, и первые шаги в этом направлении государство сделало еще в сентябре прошлого года, запретив бюджетным организациям закупать медицинские изделия, товары машиностроения и легкой промышленности, произведенные за границей. Но этого мало, потому что по другим позициям по-прежнему доминирует импорт, и для экономии средств бюджетные организации отдают предпочтение зарубежным предприятиям, готовым отдавать свою продукцию по демпинговым ценам.

 

Мнения

Дмитрий Волков, эксперт агентства стратегических инициатив:

— Принимаемые сегодня меры были бы вполне эффективны десять, пятнадцать лет назад, — в условиях, когда мощная производственная база и компетентный персонал испытывали лишь недостаток финансовых ресурсов и сбыта. Сейчас простая схема «финансовая поддержка в обмен на рост производства» возможна лишь в ряде отраслей, например в сельском хозяйстве. Результаты видны в секторах с коротким, 3–5-летним, сроком окупаемости, например, при производстве мяса птицы или выращивании зерновых. Но схема не работает в отраслях с высокой долей применения сложных технологий и высоким профессионализмом работников (например, в микроэлектронике). Таким образом, вполне ожидаемо, что часть средств, подготовленных государством на импортозамещение, просто не находит адресата.

Поэтому для развития импортозамещения необходимо, во-первых, классифицировать набор применяемых инструментов поддержки по классу задач. В наукоемких областях целесообразно применять систему мер на основе частно-государственного партнерства, включая образование и повышение квалификации персонала, активное привлечение иностранных специалистов и экспатов. Все это было еще в СССР, когда рождались целые отрасли, где у нас не было вообще практически никаких заделов, — в атомной промышленности, ракетостроении.

Во-вторых, импортозамещение невозможно без рыночной активности в целом. Нереально реализовать целевую программу по выращиванию одного Генри Форда. Но он неизбежно появится из тысячи «просто предпринимателей».

В-третьих, для успеха импортозамещения нужны сильные экспортеры. Если их нет, то мы делаем сознательно неконкурентоспособный продукт, а значит, неизбежно дотируем его производство. Это необходимо в узких сегментах, связанных с обороной и безопасностью, но не имеет никакого отношения к развитию конкуренции. Мало того, это опасный путь, так как под громкие слова рождается бизнес-иждивенчество на неэффективном поглощении бюджетов.

В-четвертых, реализация подобных проектов требует высочайшей квалификации проектных команд, созданных властью с привлечением бизнеса и экспертов для каждой конкретной задачи. Трудно рассчитывать, что совсем справится Минпромторг.

В-пятых, требуется тщательная работа по стандартизации. Где-то мы должны воспроизводить зарекомендовавшие себя мировые стандарты, превратив их в национальные, где-то создать свои. Без стандартизации импортозамещение, невозможно ни при каких обстоятельствах.

И в-шестых, в ряде областей, например в развитии транспорта, мы не должны работать над воспроизводством сложившихся технологий только в нашем исполнении. Надо работать над появляющимися технологиями «завтрашнего дня». Такая работа уже проводится в рамках Национальной технологической инициативы, важно синхронизовать ее с программами импортозамещения и другими применяемыми инструментами.

 

Сергей Шатиров, заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике:

— Для развития импортозамещения государство в первую очередь должно защищать интересы своих производителей. Но на практике механизмы поддержки на самих производствах ощущаются слабо. Десятки предприятий, которые попадают в соответствующие госпрограммы, — это лишь малая часть всего массива производств в реальном секторе экономики. К сожалению, на «горизонтальном» уровне закон о промышленной политике пока реально не заработал.

Одна из ключевых причин — долгие согласования профильными федеральными министерствами списков предприятий, включаемых в программы по поддержке импортозамещения. Прежде всего это касается Минфина и Минэкономразвития, здесь возникают заметные задержки! Даже если предприятие попадает в категорию импортзамещающих, это не значит, что оно реально получило поддержку на рынках сбыта своей продукции. В итоге отечественные предприятия «садятся» на собственные деньги, не получая поддержки на рынке сбыта своей продукции.

К большому сожалению, многие крупные компании, в том числе те, которые исполняют госзаказ, до сих пор закупают импортное оборудование даже при наличии более дешевых отечественных аналогов. А когда наши бизнесмены направляют в крупные корпорации письма с просьбой обратить внимание на российскую продукцию, то такой призыв зачастую игнорируется. В частности, так происходит на рынке теплового оборудования для ЖКХ, где крупные компании продолжают работать с западными (например, с американскими) производителями. Кого мы таким образом поддерживаем? Увы, но горячего телефона, куда бы можно было обратиться нашим предприятиям в подобных ситуациях, в Правительстве нет. В итоге все сигналы тонут в бюрократической переписке.

По материалам портала pnp.ru

 

Читать электронную версию:

...

Здесь могла бы быть

НАШИ ПАРТНЕРЫ

ПРОЛИСТАТЬ PDF

Новые выпуски